Строительная отрасль составляет около 6% ВВП Казахстана. В отдельные годы объёмы строительных работ росли на 15–18%, опережая средние темпы экономики. На период 2019–2024 годов в стране введено около 98 млн кв. метров жилья. На 2025–2026 годы государством запланирован ввод более 31,6 млн кв. метров жилья. Также предусмотрены реновация ветхого фонда и подведение инженерной инфраструктуры к десяткам тысяч земельных участков.
«На первый взгляд, всё выглядит отлично, — комментирует эксперт Qazaq Expert Club Светлана Нуртазина. — Но как специалист в области управления проектами я вижу зоны, которые требуют улучшений, поскольку речь идёт о сотнях миллиардов тенге».
Это подтверждают аудиты Высшей аудиторской палаты (ВАП). По результатам проверок только в 2025 г. аудиторы выявили нарушения на 355 млрд тенге на 24 объектах. При этом за период до 2025 года аудиторы обнаружили нарушения на 695 млн долларов (примерно 355 млрд тенге). Речь идёт о неэффективном использовании ресурсов и проблемах с планированием.
По мнению Нуртазиной, ключевая причина — устаревшая модель управления проектами строительства.
«С 2018 года в Казахстане внедрена Национальная система проектного управления. В её рамках созданы проектные офисы при правительстве, министерствах и акиматах, — отмечает эксперт.
Однако на практике большинство таких офисов не управляют проектами, а выполняют лишь административные функции. Они собирают отчёты, формируют сводки и контролируют сроки предоставления информации».
Какие шаги, как она считает, могли бы изменить ситуацию?
Главное — внедрение управленческого звена, которое должно обладать мандатом на управление проектом. Такое звено должно иметь полномочия влиять на ключевые решения, а также на сроки, бюджет и архитектуру проекта.
“Параллельно возможны и быстрые управленческие решения, — комментирует Светлана. Это сопровождение проектным офисом разработки проектно-сметной документации. Далее — регулярные ревью в контрольных точках на этапе строительно-монтажных работ. Отдельно важен анализ не только сроков и бюджета, но и жизнеспособности принятых решений.

