На фоне обострения ситуации вокруг Ирана внимание привлекает сдержанная позиция Казахстана, который избегает резких заявлений и последовательно выступает за дипломатический баланс. Такая линия внешней политики отражает прагматичный подход, основанный на национальных и региональных интересах. В чем именно они заключаются отвечает Мерует Шакирова, эксперт Qazaq Expert Club в сфере международных отношений.
«Астана заинтересована в сохранении дипломатического диалога. Почему? Во-первых, Иран остаётся одним из заметных торговых партнёров Казахстана в регионе. По различным оценкам и данным национальных статистических органов, объём двусторонней торговли в последние годы колеблется в диапазоне 300–500 млн долларов, при этом стороны неоднократно заявляли о *потенциале роста товарооборота до 600–700 млн долларов* при благоприятной политической и логистической конъюнктуре. Основу казахстанского экспорта в Иран традиционно формируют сельскохозяйственная продукция (зерно, мука и др.), а также отдельные позиции металлургии и нефтехимии. Любые внутренние или внешнеполитические потрясения в Иране создают риски для экспортёров и логистических цепочек.
Во-вторых, Иран играет стратегическую роль в международном транспортном коридоре «Север–Юг», который связывает Россию, Казахстан, Иран, Индию и страны Персидского залива. Проектная протяжённость маршрута оценивается примерно в 7 тысяч километров, а его потенциальная пропускная способность до 25–30 млн тонн грузов в год. При этом фактические объёмы перевозок пока остаются ниже по различным оценкам, в пределах 15–20 млн тонн, что указывает на значительный нереализованный транзитный потенциал. Для Казахстана этот коридор имеет стратегическое значение как инструмент диверсификации внешней торговли и снижения зависимости от традиционных маршрутов через Россию и Европу.
В-третьих, Иран — одна из пяти стран Каспийского бассейна. Для Казахстана Каспий — ключевая зона экономических интересов. Через каспийские маршруты проходит около 70% экспорта нефти, а Каспийский трубопроводный консорциум обеспечивает до 80% поставок казахстанской нефти на мировые рынки. Кроме того, Иран остаётся одним из крупнейших производителей нефти в мире, добывая около 3–3,5 млн баррелей в сутки. Экспорт иранской нефти оценивается в 1,5–2 млн баррелей в сутки.
И еще важно отметить, что Иран играет значительную роль в обеспечении безопасности Ближнего Востока и Центральной Азии. Он оказывает влияние на ситуацию в Сирии, Ираке и Афганистане. Отдельного внимания заслуживает контроль Ирана над Ормузским проливом, через который проходит порядка 20% мировой морской торговли нефтью, что делает любую эскалацию фактором глобального риска.
Экономика Казахстана зависит от внешних рынков: экспорт составляет около 35–40% ВВП страны. Стабильность ключевых транзитных и энергетических регионов – важное условие экономической нашей устойчивости.

