20 сентября официально началось строительство крупнейшего по объему инвестиций в истории дорожного строительства Синьцзяна проекта скоростной автомагистрали – автомагистрали G3033 Куйтун – Душаньцзы – Кучар. Этот проект пройдет через основную горную гряду Тянь-Шаня, его называют «вторым коридором Тянь-Шаня», ожидается, что он будет построен и открыт для движения в 2032 году. К тому времени между Северным и Южным Синьцзяном появится еще один скоростной дорожный коридор.
За 70 лет со времени образования Синьцзян-Уйгурского автономного района транспорт претерпел колоссальные изменения. С начала 1950-х годов, когда сообщение было крайне затруднено, до сегодняшнего дня, когда большие дороги и магистрали пересекают Тянь-Шань и пустыни, эта обширная территория тесно связана все более совершенствующейся дорожной сетью.
Особого внимания заслуживает скоростная автомагистраль, соединяющая Урумчи и Учтурфан. Эта автомагистраль протяженностью около 319,7 километра практически прямой линией пересекает Тянь-Шань, сокращая путь через горы, который ранее занимал не менее 3 часов, до примерно 20 минут. Среди них тоннель «Победа Тянь-Шаня» длиной 22,1 километра является самым длинным в мире тоннелем скоростной автомагистрали.
«Мы использовали «Сделано в Китае», создали множество «рекордов» и «первых», — сказал Цуй Цзиньчуань, ответственный сотрудник Xinjiang Communications Investment and Development Co., Ltd.
Известно, что строительство тоннелей в сложных геологических условиях Тянь-Шаня похоже на работу внутри «кубика тофу». Китайские самостоятельно разработанные проходческие щиты по твердым породам «Тяньшань» и «Победа» вели встречную проходку навстречу друг другу из обоих концов промежуточного штрека, решив задачу мирового уровня.
Плотная дорожная сеть Синьцзяна не только демонстрирует «китайскую мудрость», но и придает мощный импульс местному социально-экономическому развитию. В последние годы такие дороги, как Душаньцзы – Кучар, Или-Монголкуре, Паньлун, стали известными по всей стране «интернет-дорогами», привлекая огромное количество туристов, способствуя быстрому развитию местных ресторанов, гостиниц, аренды автомобилей и других отраслей, порождая «дорожную экономику».
«Эти годы туристов очень много, в хорошие дни я могу заработать более 200 юаней в день», — сказал Кадырбек, чей дом находится рядом с автомагистралью Душаньцзы – Кучар, который каждое туристическое время года ведет свою лошадь, чтобы предоставлять туристам услуги верховой езды. «Дорога сделала наши поездки более удобными, кажется, что Синьцзян стал меньше, но наш мир стал больше, ведь мы можем встречать туристов со всей страны».
Скоростная автомагистраль Алтай – Урумчи проходит через пустыню Гурбантунггут, являясь первой в Синьцзяне пустынной скоростной автомагистралью, объединяющей транспорт и туризм, вдоль которой построен пустынный парк общей площадью 100 тысяч квадратных метров. «Ехать на машине, любуясь пустынными пейзажами, пока не достигнешь «поэзии и дальних стран» Алтая – такой удивительный опыт встречается нечасто», — сказала Дин Си, туристка из провинции Хунань, побывавшая на этой автомагистрали в этом году.
В настоящее время в Синьцзяне уже построены четыре автомагистрали, пересекающие крупнейшую в Китае пустыню Такла-Макан. Кроме того, такие проекты, как автомагистраль S12 Гаочан (Турфан) – Токсун – Балунтай и ряд других, направленных на сокращение расстояния и времени и повышение надежности транспорта, находятся в стадии строительства. Особый рельеф «три горных хребта, разделяющие две впадины» больше не является транспортным барьером, сдерживающим развитие Синьцзяна, дорожная сеть продолжает способствовать местному экономическому развитию и улучшению жизни населения.
Сельские дороги, подобные «капиллярам», являются важной гарантией возрождения деревни. Согласно имеющейся информации, все сельские уезды и поселки Синьцзяна, а также пригодные для этого административные деревни получили доступ к дорогам с твердым покрытием, при этом в целом сформирована сельская дорожная сеть, в которой уездные города являются центрами, поселки – узловыми пунктами, а административные деревни – сетевыми узлами.
В деревне Сяофэньцзы волости Синьди уезда Джимсар на северном склоне Тянь-Шаня житель деревни Ма Хайлян благодаря развитым сельским дорогам открыл фермерский ресторан. «Когда дороги стали лучше, люди стали чаще ездить друг к другу. Теперь в деревне кроме туристов бывает и много художников, приезжающих за вдохновением».
Согласно открытым данным, по состоянию на конец 2024 года общая протяженность автомобильных дорог в Синьцзяне достигла 230 тысяч километров, из них протяженность скоростных (первого класса) автомагистралей превысила 12 тысяч километров. В этом году Синьцзян планирует завершить дорожные инвестиции в размере 80 млрд юаней.
Преодолевая Тянь-Шань и пустыни, дорожная сеть Синьцзяна превращает природные преграды в удобные пути
Оқылып жатыр
© 2025 QazTimes.KZ