Деревня Симола Ва расположена в 13 километрах от города Тэнчун в провинции Юньнань. Название «Симола» на языке ва означает «счастливое место».
Эта деревня имеет более чем 500-летнюю историю. Построена она у подножия горы и окружена лесами, болотами, бамбуковыми рощами, террасными полями и родниками. Первобытная атмосфера древних гор Ва ошеломляет туристов.

Небольшая деревня насчитывает всего около 300 жителей. Она является хранительницей уникальных традиций, уходящих корнями в глубь веков.
Их мир — это мир магических ритуалов, традиционных барабанов и символических фигурок из рисового теста, отражающих самобытное мироощущение этого народа.

Народ Ва: кто они?
Народ Ва, одна из древнейших этнических групп Китая, населяет в основном горные районы провинции Юньнань. Их культура относится к традиционной, то есть устойчивой и нединамичной, где изменения происходят очень медленно. Это культура основана на глубочайшем почитании природы и предков.
Легенда гласит, что во времена династии Западная Хань народ ва переселился в Тэнчун и после нескольких переселений наконец обосновался в посёлке Циншуй. Поскольку деревня ва находилась между двумя деревнями, её называли «Чжунчжай» (Средняя деревня), и это название сохранилось до наших дней.

Для Ва, как и для многих традиционных обществ, ритуалы и обычаи являются основным звеном души народа, они направлены на сохранение вечных ценностей: мира в семье, нравственного добра и сплочённости.

Сердце ритма: барабаны Ва
В жизни деревни Ва барабан занимает центральное место. Это не просто музыкальный инструмент, а сакральный символ, связующий людей с духами предков и миром богов.
Бой барабанов сопровождает все важнейшие события в жизни общины — от празднования урожая до похоронных церемоний. Считается, что его ритм отпугивает злых духов и призывает благословение на деревню.
Совместная игра на барабанах укрепляет общинный дух, создавая то самое ощущение единства, о котором говорят исследователи традиционных культур. Это зримое воплощение «коллективной памяти общества».
Умение играть на традиционных барабанах передается из поколения в поколение, что является классическим примером сохранения культурного наследия через передачу знаний и навыков от старших к младшим.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Головы животных и ритуальные маски
Еще один яркий феномен культуры Ва — использование в обрядах голов животных или их стилизованных изображений в виде масок. Чаще всего это головы быка, буйвола или кабана, которые наделяются глубокой символикой.
Бык, особенно почитаемый народом Ва, олицетворяет мужскую силу, мощь и плодородие земли. Его черепа или рога часто украшают центральную площадь деревни или дом вождя.

Во время важных праздников танцоры надевают маски, изображающие головы животных. Эти танцы — не просто развлечение, а своего рода ожившая сказка или предание, в которой, как и в фольклоре многих народов, переплетается память о событиях и вымысел, отражаются представления о добре и зле.

Этот обычай демонстрирует глубочайшую связь народа Ва с окружающим миром, уважение к зверю, который дает пропитание, и веру в то, что его дух может защитить общину.
Рисовые лепешки как часть культуры деревни Ва
В деревне делают традиционные лепешки из рисового теста. Это не просто еда, а важная часть местной культуры с историей, насчитывающей сотни лет.
Плотные лепешки ценятся за свой мягкий, но упругий вкус и невероятную универсальность. В отличие от многих других рисовых лепешек Азии, в Юньнани их обычно делают не из клейкого риса, благодаря чему они получаются нежными, но при этом упругими и не липкими.

Традиционный процесс создания лепешек — это настоящее искусство, которое передается через поколения. Вот как он выглядит:
- Выбор риса→ Используется высококачественный местный рис.
- Замачивание→ Рис тщательно промывают и замачивают в воде.
- Пропаривание→ Размягченный рис пропаривают в больших деревянных корзинах над котлами с кипящей водой или над парогенераторами.
- Толчение→ Это самый зрелищный этап. Горячий пропаренный рис перекладывают в каменную ступу и растирают с помощью мудуй — огромного деревянного песта, напоминающего качели-балансир. Несколько человек по очереди нажимают ногами на длинный конец бревна, чтобы пест толок рис в однородную плотную массу.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
- Формовка→ Готовую рисовую массу вручную разминают и формуют в продолговатые буханки, круглые лепешки или другие формы, а затем оставляют остывать и затвердевать на бамбуковых циновках.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
А далее готовую лепешку можно поджарить на углях. Жарят, пока она не станет горячей и не покроется пузырьками, затем смазывают соусом или посыпают сахаром.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Рисовая лепешка — неотъемлемая часть праздников в Юньнани, особенно во время Лунного Нового года, где его присутствие на столе символизирует рост и процветание в наступающем году.
Сохранение наследия в современном мире
В эпоху глобализации деревни народа Ва, как и многие традиционные сообщества, сталкиваются с вызовами современности. Однако именно они служат мостом между прошлым и настоящим. Осознание ценности своего наследия заставляет саму общину и государственные структуры принимать меры по сохранению уникальных обычаев, проводя фестивали и поддерживая мастеров.

Традиции и обычаи, как отмечают культурологи, — это живое свидетельство прошлого. Они помогают народу Ва сохранять свою уникальную идентичность, не потеряться в быстро меняющемся мире, «сохраняя культурное разнообразие и уникальность, придавая смысл нашему существованию».
Посещение такой деревни — это не просто экскурсия в прошлое, а погружение в живой, пульсирующий мир, где каждый ритм барабана, каждая ритуальная маска и каждая фигурка из теста рассказывают безмолвную, но красноречивую историю народа, сумевшего сохранить свою душу.


