Впервые за историю формата «Центральная Азия + Япония» в Токио встретились лидеры шести государств. Прямым результатом для Казахстана стало подписание более 60 двусторонних документов на сумму свыше 3,7 миллиарда долларов.
Саммит стал для Японии стратегическим шансом укрепить позиции в сердце Евразии, сделав ставку не на масштаб, а на качество: высокие технологии, «зелёную» энергетику и диверсификацию рисков. Для Центральной Азии это возможность привлечь инвестиции без политических условий и подтвердить свою субъектность на мировой арене, сообщает ИА SteppeNews.kz.
В Токио 19-20 декабря проходит первый в истории очный саммит лидеров стран Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) и Японии в формате «C5+1». После вынужденной паузы 2024 года стороны наконец вышли на прямой диалог высшего уровня.

Казахстанский акцент: $3,7 млрд и особые романтические чувства
Для Казахстана визит президента Касым-Жомарта Токаева носил особое значение. В ходе переговоров был достигнут значимый практический результат.
«Казахский народ с неизменным уважением относится к истории, традициям, культуре японского народа. Японская философия зиждется на ценностях согласия, сдержанности, мудрости, и это импонирует казахскому народу. Ещё в VII веке принц Сётоку говорил о гармонии как о высшей ценности, призывая к единству и сотрудничеству. Япония вступила в историческую эпоху «Рэйва» – «Прекрасной гармонии». Нынешние взаимоотношения Японии со странами Центральной Азии уходят своими корнями в давнее прошлое, когда наши народы были объединены Великим Шёлковым путем.
В рамках моего визита в Японию подписаны более 60 двусторонних документов, в том числе коммерческих соглашений, на сумму свыше 3,7 миллиарда долларов», – заявил Президент Казахстана на саммите, поблагодарив премьер-министра Японии Санаэ Такаичи за инициативу его созыва.
Президент отметил, что Япония стала одним из основных инвесторов в экономику Казахстана, объём накопленных японских инвестиций превысил 8,5 миллиарда долларов. Ключевыми темами стали развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (Средний коридор), в который Япония готова инвестировать, и углубление сотрудничества в сфере критически важных ресурсов, таких как уран и редкоземельные металлы.
Интересна и символическая глубина визита, отмеченная экспертами. Как рассказал в своем телеграм-канале «Записки казахского китаеведа» известный востоковед Адиль Каукенов:
«Встреча с императором носила по большей части протокольно-церемониальный характер, то с главным действующим политическим лицом Японии… встреча перешла уже на более деловой формат».
Эксперт также подчеркнул, что к Японии в Казахстане испытывают особые чувства, связанные с её «мягкой культурной силой».
Япония — это одна из важнейших стран Восточной Азии, обладающая серьезных экономическим и политическим весом. Надо заметить, что к Японии в Казахстане испытывают особо романтические чувства, что связано с ее мягкой культурной силой и популярности автомобильных брендов. При этом Казахстан как «Landlock country» особенно удален от Японии, не имея возможности прямо контактировать с островным государством, а значит политикам важно не снимать руку с пульса развития отношений.
Уникальность японского подхода
Япония, инициировавшая формат «ЦА+» ещё в 2004 году, сегодня предлагает региону особую повестку. Если Китай строит дороги, а Россия фокусируется на безопасности, то Токио делает ставку на глубокую технологическую интеграцию.
-
Экономическая безопасность как страховка: Основной месседж – «Мы поможем вам не зависеть от одного покупателя или одного маршрута».
-
Качество важнее масштаба: Акцент на «зелёной» энергетике, водороде, декарбонизации и переходе от добычи сырья к созданию цепочек добавленной стоимости.
-
Деполитизированность: «В отличие от подобных встреч с крупными державами, этот саммит ориентирован на прагматичное партнёрство без сильного геополитического давления, — отмечает американский РhD по политологии Асхат Дукенбаев изданию Ulysmedia.
В фокусе – прагматика и баланс
По мнению политологов, для Японии регион приобретает стратегическую значимость как в плане доступа к критическим минералам (уран, редкоземельные металлы), так и в качестве «тыла» в конкуренции с КНР.
«Токио не может игнорировать тот факт, что Центральная Азия в последние годы усиливает свою значимость на международной арене. Только в этом году саммиты С5+1 провели ЕС, Китай, Россия и США. Японию особенно волнует усиление позиций Китая в регионе… Токио осознает, что растущее влияние Поднебесной в ЦА, в частности в рамках С5+1, необходимо сбалансировать», – говорит таджикский политолог Мухаммад Шамсуддинов изданию Ulysmedia.
Для стран Центральной Азии же встреча в Токио – это шанс диверсифицировать связи.
«Для стран Центральной Азии саммит станет возможностью диверсифицировать внешнеэкономические связи, привлечь японские инвестиции и инновационные технологии, а также укрепить двусторонние проекты в энергетике, инфраструктуре и промышленности», – уверен армянский политолог Андраник Ованнисян.
Президент Токаев в своём выступлении подчеркнул историческую роль Японии как первопроходца диалога:
«Данный визит – это действительно важная веха в отношениях Казахстана с Японией, которую мы всегда считали нашим проверенным временем и надежным партнером в Азии. Сегодня Япония – это гармоничная и развитая страна, которой удается сочетать многовековую мудрость и уникальные традиции с современными инновациями…
…..У нас отличная институциональная база, потому что, как Вы упомянули, еще в 2004 году вместе с г-жой Кавагучи, которая тогда была министром иностранных дел Японии, мы инициировали формат «Центральная Азия плюс Япония».
Первая встреча на уровне министров иностранных дел состоялась в Астане. Сегодня подобные встречи стали настолько популярными, что существует множество форматов «Центральная Азия плюс» с участием крупных стран, но Япония по праву считается его первым инициатором и создателем».».
Он также выразил уверенность, что подобные саммиты демонстрируют усиление международной субъектности Центральной Азии.
Инженерия доверия
Саммит в Токио отличается от других форматов «C5+1» технологичностью и экологическим фокусом. Это не геополитический передел, а «дипломатическая инженерия».
Япония предлагает Центральной Азии не выбор между центрами силы, а прагматичное партнёрство для строительства устойчивого, технологичного будущего – без давления и с акцентом на взаимную выгоду, что ярко подтверждается объёмом новых соглашений с Казахстаном.
По итогам саммита «Центральная Азия – Япония» была принята Токийская декларация, закрепляющая основные направления сотрудничества между странами региона и Японией.
Председательство в формате саммита переходит к казахстанской стороне. Главы государств Центральной Азии и Премьер-министр Японии также приняли решение о проведении следующего саммита в Казахстане.

