Присоединение Казахстана к Авраамским соглашениям стало беспрецедентным шагом не только для региона, но и для всего мира. Это решение — редкий в мировой практике пример личного и непопулярного, но стратегического выбора главы государства, считает известный китаевед Адиль Каукенов.
Своё мнение эксперт опубликовал в телеграмм-канале «Записки казахского китаеведа».
«В международной политике существуют решения, которые невозможно объяснить кратким заявлением представителя МИДа или сухим пресс-релизом. Они требуют контекста, глубинных знаний взаимосвязей, и, самое главное, понимания логики больших геополитических процессов.
Именно к таким решениям относится шаг Президента Казахстана по присоединению к Авраамским соглашениям.
Казахстан стал единственной страной не только в СНГ, но и в Европе, Латинской Америке и Африке, решившейся на подобный шаг. Это беспрецедентно.
Личное решение
Как признался сам Президент, выступая на заседании Национального Курултая, это было его личное решение. Предположу, что оно было принято вопреки рекомендациям профильных ведомств и приближенных советников внутри страны. К тому же, учитывая внешнеполитическую практику проведения консультаций с ближайшими союзниками и стратегическими партнерами перед принятием столь важных решений, возможно оно принято и вопреки советам и позиции коллег-президентов ряда влиятельных стран.
С точки зрения политической психологии – это редкий случай. Поддержать Израиль и инициативу Дональд Трампа в период глобального непонимания и неприятия означало пойти против доминирующего тренда.
Но именно такие шаги в мировой политике чаще всего оказываются долгосрочными инвестициями – не в рейтинги и аплодисменты, а в экономику, безопасность и международный вес государства.
В жизни каждого политика наступает момент, когда необходимо принимать единоличные решения, не совпадающие ни с общественным мнением внутри страны, ни с позицией большинства государств мира.
Максимальный риск
В такие моменты риск максимален: легко прослыть авантюристом, дилетантом или даже «сумасшедшим». Именно поэтому большинство лидеров предпочитает стратегию выжидания – оставаться сторонним наблюдателем, следить за развитием событий и затем примкнуть к победителю, запустив кампанию самовосхваления и пропаганды.
В Центральной Азии эта модель поведения хорошо отработана и, увы, нередко используется для формирования культа личности.
Об Авраамских соглашениях
Но Авраамские соглашения – особый случай. Будучи инициативой первой президентской каденции Трампа, они долгое время оставались малоизвестными даже в профессиональной дипломатической среде.
Это не был «модный» или очевидный проект. И здесь принципиально важно различие между Главой государства с универсальным образованием, постоянно расширяющим собственный кругозор, и высшим должностным лицом, полностью полагающимся на мнение советников и погруженным в уютный мир лести и восторгов.
Разница заключается в знании предмета международных отношений, корни которого уходят в фундаментальные представления о цивилизационных союзах, идентичности и долгосрочном мироустройстве.
Именно поэтому Президент в своем последнем выступлении счел необходимым хотя бы кратко обратиться к древнейшей истории, чтобы объяснить логику своего, на первый взгляд, невероятно смелого решения – привести вверенную ему страну в пока еще загадочную, но объективно многообещающую систему международных отношений, известную как Соглашения Авраама (Ыбрахима).
История мировой политики показывает: стратегические прорывы почти всегда выглядят странно и рискованно в момент их принятия.
Но именно они формируют будущее на десятилетия вперед.

