В Ташкенте обсуждается введение авто-карантина, согласно которому транспортные средства будут ограничены по четным и нечетным номерам в зависимости от дня. Решение входит в полномочия спецкомиссии по улучшению экологической ситуации, созданной указом президента.
Комиссия сможет вводить ограничения в следующих сферах:
-
Транспорт: временное ограничение движения грузовиков и разделение автотранспорта по четным и нечетным номерам (электромобили исключены).
-
Промышленность и выбросы: контроль за предприятиями, перенос промзон за пределы города, приостановка деятельности нарушителей норм выбросов.
-
Строительство: требования к оборудованию для снижения пыли и ограничения работ при неблагоприятной экологической ситуации.
-
Теплицы: временная остановка работы теплиц, выбросы которых ухудшают качество воздуха.
На данный момент теплицы вокруг города переводятся на газовое обеспечение. Минэнерго поручено обеспечить их бесперебойное снабжение.
Эффективность и риски
Эксперты отмечают, что разделение транспорта по четным и нечетным номерам — известная мера, применяемая во многих мегаполисах мира для снижения загруженности дорог и уменьшения загрязнения воздуха. Однако такие ограничения имеют ряд нюансов:
-
Экологический эффект ограничен.
Ограничение движения части автомобилей может временно снизить уровень выбросов, но без комплексного контроля над промышленностью, строительством и теплицами, эффект будет минимальным. -
Социальные последствия.
Введение авто-карантина может вызвать неудобства у жителей города, особенно у тех, кто использует личный транспорт ежедневно. Проблемы могут усугубляться в периоды интенсивной работы или транспортной загрузки. -
Необходимость комплексного подхода.
Эффективная борьба с загрязнением требует сочетания мер: контроля за промышленных предприятиями, модернизации транспорта, перехода теплиц на безопасные источники энергии и работы со строительными нормами. -
Долгосрочные преимущества.
Если меры будут сочетаться с модернизацией инфраструктуры и развитием общественного транспорта, это позволит снизить нагрузку на экологию и повысить качество жизни горожан.
Таким образом, Ташкент делает шаг к комплексному регулированию экологической ситуации, но успешность мер будет зависеть от сочетания транспортных ограничений с контролем промышленного сектора и модернизацией городской инфраструктуры.

