Пока внимание мировой прессы сосредоточено на развитии беспилотных такси, Китай активно внедряет роботизацию в логистическую отрасль. В Шэньчжэне уже запущены в эксплуатацию 10 000 автоматизированных фургонов компании Neolix, которые используются логистическим оператором SF Express.
По данным Nikkei Asian Review, эти робофургоны способны перевозить до 500 кг груза объёмом до трёх кубических метров. Они курсируют по станциям метро после 20:00, когда пассажиропоток снижается, доставляя посылки к поездам и в подземные логистические центры. Машины движутся немного быстрее пешеходов, самостоятельно останавливаются перед препятствиями и предупреждают окружающих о необходимости держать дистанцию не менее двух метров.
Использование таких роботов позволяет задействовать неиспользуемые площади транспортной инфраструктуры и ускоряет доставку товаров в черте города.
Амбиции Neolix
Разработчик Neolix планирует в течение десяти лет увеличить парк своих фургонов с 10 000 до 10 миллионов единиц. Компания уверена, что совершенствование алгоритмов и полная автоматизация логистических процессов приведут к вытеснению водителей с части рынка.
Китай, где электронная коммерция развивается стремительными темпами, видит в этом возможность сократить расходы в отрасли, где прибыль традиционно минимальна, а обороты — огромны. Согласно исследованию AlixPartners, 80 % руководителей логистических компаний отметили рост издержек в прошлом году — автоматизация может стать ответом на эту проблему.
Преимущества и перспективы экспорта
Клиентами Neolix уже являются SF Express, JD Logistics и China Post. Производство одного робофургона обходится на 20–30 % дешевле обычного — отсутствует кабина водителя, климатическая и аудиосистемы, а также заработные расходы на персонал.
С 2021 года Neolix получила официальное разрешение на эксплуатацию беспилотных фургонов в Пекине. В тестовом проекте с Didi Chuxing стоимость доставки посылки удалось снизить до $1,4. Пока такие машины используются в основном на закрытых городских территориях, где ниже риски для пешеходов и транспорта.
Технологические ограничения и конкуренция
Несмотря на успехи, технологии остаются несовершенными: робофургоны пока не умеют самостоятельно сортировать или переносить грузы, уступают по скорости курьерам и не доставляют заказы прямо к дверям клиента. Власти также не спешат разрешать их использование на междугородних трассах из-за повышенных скоростей и рисков.
Тем не менее, интерес к подобным решениям в Китае огромен — десятки компаний развивают собственные модели автоматизированных средств доставки. Neolix уже планирует получить заказы на тысячу робофургонов за рубежом до конца текущего года и рассчитывает, что опыт, накопленный на внутреннем рынке, обеспечит ей преимущества в конкуренции с американскими стартапами.
Источник: Nikkei Asian Review
 
		
 
